Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ребенка, так как такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик-родители-учитель» невозможна и малоэффективна.
Памятка по организации работы с одаренными детьми
- Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом,
интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
- Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
- Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально
волевых качеств;
- Создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
- Оказывать помощь в создании соответствующего семейного Микроклимата.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него
высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной их базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществования личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й уровень – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов отставляет способности в недоразвитом, зачаточном состоянии.
Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Выделяют 3 категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).