Правила и рекомендации
педагогу для успешного общения
с детьми и их родителями
Памятка по работе с «трудными» родителями
Четко определите для себя цель посещения данной семьи.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.
Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.
Оказывайте помощь в установлении контактов семьи с окружающими.
Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)
Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях. Надо иметь в виду, что семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:
-Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
-Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
-Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
-Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.
.
.
Правила и рекомендации педагогу для успешного общения
с детьми и их родителями
- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.
- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьей.
- Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.
- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори о недостатках корректно и спокойно.
- Терпеливо выслушивай родителей.
- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ученика и их родителей.
- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.
- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.
- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных проблем с семьями.
.
.
Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи
1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).
Школа раскрывает цель воспитания -
Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение;
Школа сообщает о функциях школы -
Семья выражает мнение о продуктивности функций;
Школа наделяет семью обязанностями -
Семья соглашается создавать необходимые условия;
Школа открывает психологию любви -
Семья научается любить детей.
2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности)
3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).
Школа оказывает знаки внимания родителям -
Семья благодарит и выражает ответное внимание;
Школа формирует у детей любовь к семье -
Семья утверждает безусловное уважение к школе;
Школа ознакомляет с событиями школы-
Семья проявляет интерес к жизни всех детей.
4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка).
5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребёнка). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребёнка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.
У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
.
.
Памятка по подготовке и проведению родительского собрания
Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между школой и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка.
Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность.
- Выбирайте актуальную тему собрания.
- Четко формулируйте цель данного собрания.
- При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
- Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
- Перед родительским собранием проведите микроисследования.
- Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
- Подготовьте решение собрания.
- Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений:
- атмосферу сотрудничества семьи и школы;
- интонацию собрания (советуем, размышляем вместе, никаких нотаций и упреков);
- профессиональный уровень педагога - знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
- добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание);
- главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
.
.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями.
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:
- У вашего ребёнка совсем плохи дела.
- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.
Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями. А потом уже излагайте ситуацию.
В разговоре уместны следующие высказывания:
- Я понимаю, что трудно….
- Я сама мама и знаю…
- Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.
- Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать. Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.
.
.
Советы психолога по проведению родительского собрания:
- Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
- Длительность собрания не более 1,5 часов.
- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.