Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Памятка по работе с «трудными» родителями

Правила и рекомендации

педагогу для успешного общения

с детьми и их родителями

Памятка по работе с «трудными» родителями

Четко определите для себя цель посещения данной  семьи.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.

Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.

Оказывайте   помощь в установлении контактов семьи с окружающими.

Соблюдайте  этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы  («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)

Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях. Надо иметь в виду, что  семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

-Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях. 

-Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.

-Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке. 

-Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

.

.


Правила и рекомендации педагогу для успешного общения 

с  детьми и их родителями

- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.

- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьей.

- Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.

- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори о недостатках корректно и спокойно.

- Терпеливо выслушивай родителей.

- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ученика и их родителей.

- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.

- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.

- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных проблем с семьями.

.

.

Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи

  1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).

Школа раскрывает цель воспитания -

               Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение;

Школа сообщает о функциях школы -

              Семья выражает мнение о продуктивности функций;

Школа наделяет семью обязанностями -

              Семья соглашается создавать необходимые условия;

Школа открывает психологию любви -

            Семья научается любить детей.

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности)

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).

Школа оказывает знаки внимания родителям -

            Семья благодарит и выражает ответное внимание;

Школа формирует у детей любовь к семье -

           Семья утверждает безусловное уважение к школе;

Школа ознакомляет с событиями школы-

          Семья проявляет интерес к жизни всех детей.

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка).

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребёнка). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребёнка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.

    У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. 

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

.

.

Памятка по подготовке и проведению родительского собрания

      Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между школой и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями.  Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка.

Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность.

  1. Выбирайте актуальную тему собрания.
  2. Четко формулируйте цель данного собрания.
  3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
  4. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
  5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
  6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
  7. Подготовьте решение собрания.
  8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.

При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений:

  • атмосферу сотрудничества семьи и школы;
  • интонацию собрания (советуем, размышляем вместе, никаких нотаций и упреков);
  • профессиональный уровень педагога - знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание);
  • главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. 

.

.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями.

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться  по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.

То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохи дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

Перед началом разговора поблагодарите родителя за то,    что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с    возникшими трудностями. А потом уже излагайте ситуацию.

В разговоре уместны следующие высказывания:

- Я понимаю, что трудно….

- Я сама мама и знаю…

- Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.

- Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.

Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто  виноват, а решать, что делать. Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.

.

.

Советы психолога по проведению родительского собрания:

  • Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы сайта