Структура портфолио учителя
Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения.
В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.
Первый раздел «Общие сведения об учителе»
— Ф.И.О., год рождения учителя.
— Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
— Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
— Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
— Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
— Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
— Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
— Копии дипломов различных конкурсов.
— Другие документы по усмотрению учителя.
Второй раздел «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за год)
— Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.
— Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.
— Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
— Наличие среди учеников медалистов.
— Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
— образовательные программы и описания комплектов учебнометодической литературы с обоснованием их выбора;
— описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
— средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
— описания способов использования информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
— отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом, городском);
— информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Четвертый раздел «Обобщение опыта»
— Участие в методических и предметных неделях.
— Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
— Проведение научно-исследовательских работ.
— Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
— Публикации учителя.
— Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
— Материалы диссертации (при наличии).
Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел должен содержать следующие документы:
— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
— данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
— сценарии внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
— другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.
Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»
Раздел должен содержать следующие материалы:
— анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
— информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д,;
— сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
— информацию о правонарушениях;
— сведения о работе с родителями;
— другие документы.
Седьмой раздел «Учебно-материальная база»
— Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.).
— Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
— Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
— Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п.
— Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.
Оценка участия учителя в инновационных процессах на основании портфолио
№ п/п
|
Критерии отбора
|
Количество баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Целевая установка (методическая тема) учителя, ее актуальность и глубина проработанности
|
|
|
|
|
|
2.
|
Соответствие содержания портфолио целевой установке (методической теме)
|
|
|
|
|
|
3.
|
Наличие элементов исследовательской деятельности
|
|
|
|
|
|
4.
|
Презентация портфолио
|
|
|
|
|
|
5.
|
Качество результатов обучения и воспитания, в т.ч. ЕГЭ
|
|
|
|
|
|
6.
|
Использование передовых образовательных технологий
|
|
|
|
|
|
7.
|
Обобщение опыта:
— работа в творческих объединениях;
— организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов;
— проведение научных исследований;
— разработка авторских программ, образовательных модулей;
— наличие публикаций;
— другое
|
|
|
|
|
|
8.
|
Позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету:
— участие школьников в конкурсах, олимпиадах, акциях;
— сценарии внеклассных мероприятий, фотографии, видеодиски
|
|
|
|
|
|
9.
|
Результаты деятельности в качестве классного руководителя:
— успеваемость класса (положительная динамика);
— активность класса;
— сохранение контингента;
— профилактика правонарушений;
— привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу
|
|
|
|
|
|