С целью профилактики противоправного поведения в интернет-пространстве, закрепления знаний учащихся по мерам и правилам сопротивления деструктивным проявлениям в молодежной среде 10 марта 2023 года был проведен единый информационный час для учащихся 7-11 классов по теме «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций».
Вниманию учащихся были представлены информационные блоки:
- «Какие опасности подстерегают нас в интернете»;
- «Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы»;
- «Методы защиты от манипулирования».
Классный руководитель Чиркун Таиса Ивановна рассказала учащимся о специфических информационных рисках, связанных с распространением негативного контента, который противоречит интересам страны, социально-правовым нормам государства, законным интересам человека.
Информировала об угрозах, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние, с такими проявлениями как мошенничество в интернете: фишинг, вишинг, фарминг, кликфрод, «нигерийские письма», мошеннические интернет-магазины и др. Особое внимание уделила проблеме Интернет-зависимости, которая характеризуется чрезмерным увлечением виртуальной средой и стремлением ухода от реальности. Подробно остановилась на таком способе подчинения, управления людьми как манипуляция. Предупредила учащихся о том, что в процессе общения в интернете необходимо проявлять осторожность, если отмечается отсутствие информации о собеседнике, используются непозволительные высмеивания, оскорбления в ваш адрес; воздействие на чувства и эмоции, собеседник пытается управлять ходом беседы и подводит к определенным выводам и выполнять общие рекомендации: защищать свои персональные данные; выбирать, с кем советоваться; сообщать о противоправных действиях; помнить, что не всякий человек в онлайновой среде является тем, за кого себя выдает. В ходе мероприятия учащиеся высказали своё мнение о пользе интернета, интересовались, как можно определить, что тобой манипулируют в интернете, как не стать слепым орудием в чужих руках, какие существуют способы развития критического мышления? Учащиеся порассуждали на тему как контролировать и анализировать свои действия в интернете, рационально и эффективно использовать интернет ресурсы.
В конце информационного часа были подведены итоги, ребята высказывали свое мнение, свое отношение к проблеме интернет-зависимости, правилам поведения в информационном пространстве, но едины остались в одном: необходимо оставаться внимательными, бдительными, соблюдать информационную культуру, не позволять собой манипулировать.