В рамках реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 9 классе состоялось очередное занятие на тему «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях».
В рамках работы ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» учащиеся узнали о движении Сопротивления на оккупированных территориях, о становлении и развитии партизанского движения, о первых партизанских отрядах на территории Беларуси. Учитель истории Чиркун Т.И. акцентировала внимание на тех аспектах, которые не были освещены на уроках по учебным предметам «Всемирная история» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «История Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).
Обсуждая блок «Движение Сопротивления», учащиеся узнали, какие были наиболее действенные формы сопротивления немецко-фашистским агрессорам, сколько людей разных социальных слоев и групп, политических и религиозных взглядов приняли участие в движении Сопротивления.
В рамках изучения блока «Партизанское движение» учащиеся узнали о партизанских отрядах, бригадах, которые пополнялись за счёт местного населения и опирались на его поддержку, о том, в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Советского Союза партизанская борьба получила грандиозный размах. Участники встречи вспомнили о пятерых школьниках, которые были удостоены звания Героя Советского Союза, путем просмотра документальных фильмов о судьбе малолетних героев.
Учитель истории обратила внимание учащихся на то, что именно бойцы первых партизанских формирований создали очаги партизанской борьбы, которые не были подавлены до конца войны, и привели к ситуации, которую бывший начальник транспортной службы группы армий «Центр» полковник Х. Теске охарактеризовал следующим образом: «Первая битва, которую проиграл вермахт во Второй мировой войне, была битва против советских партизан зимой 1941–1942 годов. Затем последовали дальнейшие поражения в этой войне... в основном они состояли в том, что с самого начала инициатива находилась у партизан и осталась у них до конца войны».
В рамках работы ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учитель истории организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. Участники встречи обсудили еще раз, почему в каждой отдельной стране движение Сопротивления было глубоко национальным по своему характеру, и, в то же время, это было интернациональное движение, высказывали своё мнение.
Также учащиеся рассуждали над тем, почему среди партизан и подпольщиков было много подростков и молодежи, почему сопротивление оккупантам в Беларуси по организованности, количеству участников, формам и средствам борьбы превосходило все европейские страны.
Подводя итоги встречи учитель истории Чиркун Т.И. предложила учащимся самостоятельно поработать с материалами интернет-проекта «Партизаны Беларуси» (https://partizany.by) и выяснить, какие партизанские отряды (бригады) действовали на территории Ганцевичского района (области), в каких боевых операциях они участвовали, подготовить сообщение об одном из партизан. Итоги работы учащихся над темой будут подведены на следующем занятии в рамках проекта. В конце работы учащиеся поделились своими впечатлениями от полученной информации, рассказали о своих родных и близких, которые также принимали участие в Великой Отечественной войне.